К социальным медиа относятся социальные сети, сайты знакомств, порталы, сайты-форумы, чаты и др. Последние из них (сайты-форумы, чаты) морально устаревают. Их опережают более персонализированные и укомплектованные сородичи — социальные сети и многопользовательские блоги. Любопытно отметить, что data-расходники и способы взаимодействия недалеко ушли: личные сообщения, лента активности, пользователи онлайн, дружба, объединения в группы. Изменился дизайн. Разделы форума преобразились в рубрикацию блогов, открытие темы форума — в блоговую запись, ответы на тему — в комментарии. Еще один примечательный факт: для прагматичных программистов, например, форумы в их первозданном виде до сих пор сохранили актуальность.

С достаточным основанием можно рассуждать, что бум социальных сетей был вызван не столько программной технологией, сколько гуманитарной. А узловую роль в этом сыграли визуальное представление (дизайн), персонализация и семантический ключник. Дизайн определил способы подачи информации и прикрепления файлов (фото, аудио, видео, подкастинг). Персонализация объявила порядок влияния личностного плана (количество подписчиков/фолловеров, лайки и пр.). Использование слов-ключей — т.н. меток — послужило обеспечению смысловых связей постинга и облегчению поиска среди массивов данных.

В настоящее время довольно успешным и перспективным является создание тематических социальных сетей, а также медиа-проектов, ориентированных на взаимодействие участников рынка (например: поставщик — ритейлер; соискатель — работодатель). Есть смысл создавать то, чего нет. И напротив: нет смысла конкурировать с такими популярными и ресурсоемкими гигантами, как Vkontakte и Facebook.

Основными каналами привлечения аудитории для социальных медиа являются: формирование тренда, поисковое продвижение сайта в действующей тематике, мотивирование к цепной реакции (сарафанное радио).

Источниками финансирования и доходов социальных медиа можно выделить: вложения инвесторов, гранты, реклама на сайте, платные услуги в рамках проекта (VIP-аккаунты, поднятие позиций в общей постинг-ленте), аффилированная прибыль (доходы от участия в партнерских программах).